Правонарушение без наказания?
Закон Забайкальского края об административных правонарушениях был принят депутатами заксобрания в 2009 году. Он вводил штрафы за распитие пива на улице или за проезд по газону. Многие из нарушителей познакомились с работой административных комиссий, которые и выносят решения о назначении наказания по составленным протоколам. Но с течением времени, в том числе из-за постоянного изменения федерального законодательства, в исполнении, без сомнения, нужного закона стали появляться проблемы.
В феврале 2014 году по распоряжению председателя краевого Законодательного собрания Натальи Ждановой была создана рабочая группа, которая должна разобраться в проблемах,с которыми сегодня сталкиваются административные комиссии, созданные как на районных,так и поселенческих уровнях. Чтобы подвести промежуточный итог этой работы, депутаты комитета регионального парламента по государственной политике 30 сентября провели выездное заседание в городе Краснокаменске, где и обсудили препятствия, встающие на пути исполнения закона об административных правонарушениях, а также пути их преодоления.
Работа в ноль
Второй по величине населённый пункт Забайкалья для проведения заседания был выбран неслучайно.На административную комиссию Краснокаменского района и созданную в 2013 году городскую комиссию сегодня приходится 8% всех рассмотренных дел об административных правонарушениях — второй после Читы показатель по краю. Всего в регионе работает 63 административные комиссии.Приехавшие на заседание представители районов юго-востока Забайкалья практически сразу же обозначили ряд проблем, с которыми успели столкнуться за последние время.
Во-первых, это кадровые трудности. В каждой административной комиссии должен быть ответственный секретарь, который работает с протоколами об административных правонарушениях, а,значит, должен обладать юридическим образованием и необходимым для этого опытом. Причём делает он это исключительно на общественных началах, добровольно, в общем, как и остальные члены комиссий, и необходимо найти такого человека, который готов был бы совмещать этот труд с основным местом работы. К тому же в сельских поселениях квалифицированных юристов практически нет. Вторая проблема — низкая собираемость выписанных штрафов. Одно дело — принять решение об их наложении, другое — заставить правонарушителя платить.
«Если в 2013 году по Забайкалью было взыскано примерно 25% от назначенных штрафов, то в этом году падение взысканий — до 3%. Судите сами, на текущий период 2014 года в крае наложено взысканий на 8,3 миллиона рублей, взыскано 255 тысяч. Что за этим стоит — я пока не готов сказать», — отметил руководитель департамента по обеспечению деятельности мировых судей в Забайкальского края Владимир Аулов.
Представители административных комиссий, присутствовавшие на заседании, не стали отрицать, что собираемость штрафов — ахиллесова пята исполнения закона, но при этом подчеркнули, что зачастую дела по таким должникам передаются в службу судебных приставов, но и это абсолютно бездейственная мера, так как объём работы очень велик.
Собравшиеся отметили ежегодное снижение числа рассмотренных на комиссиях протоколов. Если в 2013 году по всему краю было рассмотрено 44 тысячи протоколов, то в 2014-м эксперты прогнозируют снижение почти на треть. Одна из ключевых причин — это лишение сотрудников полиции права составлять протоколы об административных правонарушениях. Сейчас этим могут заниматься только должностные лица районных и поселковых администраций, например, главы сёл, городских образований. По словам председателя административной комиссии Приаргунского района Елены Осмирко, те, кто сегодня уполномочен составлять протоколы, особенно в небольших населённых пунктах, попросту боятся это делать: «Были такие люди, кто проявлял активность, пытался работать,но население в сёлах маленькое, и в лучшем случае им разбивали окна в домах. Да и без участия полиции никто не решается выписывать протокол, например, по статье №13 закона края — нарушение покоя граждан и тишины. Сами знаете какой у нас контингент совершает это правонарушение».
Результат такой нерешительности и бездействия отражён в цифрах. По информации Владимира Аулова, из 63 административных комиссий края 20 за 2013—2014 годы практически не рассмотрели ни одного протокола.
И, наконец, ещё одна проблема — небольшие штрафы. По статье №15 закона края об административных правонарушениях, по которой только в Борзинском районе составляется 80% от всех протоколов, любитель распивать пиво в общественном месте, если попадётся, должен будет заплатить от 100 до 300 рублей.
«Мы подготовили предложение заксобранию края, чтобы привести статью №15 нашего закона в соответствие с федеральным законодательством, а точнее, со статьёй 20.20 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), по которой за распитие спиртных напитков в общественных местах предусмотрен штраф от 500 до 1,5 тысячи рублей. Наша статья составлена более грамотно, удобна в применении. И по ней мы просим просто увеличить штраф. Ведь прошло много лет, и если раньше 100 рублей это была сумма, то сейчас уже эти деньги не окупают даже почтовые расходы», — сообщил начальник отдела применения административного законодательства УМВД России по Забайкальскому краю Александр Дегтярёв.
Шумных — на видео
Александр Дегтярёв объяснил участникам выездного заседания, как можно вернуть сотрудникам полиции право составлять административные протоколы.
«Федеральный законодатель 22 июня 2014 года внёс изменения в статью 28.3 КоАП, где написал, что полиция полномочна составлять протоколы по законам об административных правонарушениях субъектов федерации только в том случае, если будет заключено соответствующее соглашение между органами исполнительной власти региона и Министерством внутренних дел России. В нашем случае соглашение должен заключать губернатор и министр внутренних дел. Краевое УМВД, к сожалению,не имеет таких полномочий, но мы бы с удовольствием его заключили. Соответствующее письмо уже направлено Константину Ильковскому», — подчеркнул Дегтярёв.
Присутствовавший на заседании заместитель председателя краевого правительства Геннадий Чупин,а также депутаты заксобрания заявили, что тоже обратятся к губернатору для ускорения процесса заключения соглашения с федеральным ведомством, так как сегодня оно крайне необходимо.
Одно из действенных, на первый взгляд, предложений для повышения собираемости наложенных штрафов, прозвучавших в ходе заседания, заключается в том, что нужно сделать всё, чтобы муниципалитеты были заинтересованы в сборе штрафов, которые сегодня в полном объёме поступают в краевой бюджет. Представители административных комиссий уверены, что работа пошла бы лучше,если бы эти деньги зачислялись в бюджеты по месту взыскания. Представитель министерства финансов отметил, что Бюджетный кодекс не позволяет регионам изменить ситуацию, необходимы поправки в федеральное законодательство либо, как предложил председатель комитета заксобрания по бюджетной и налоговой политике Владимир Хорохордин, можно разработать схему возмещение бюджетам муниципалитетов из краевой казны.
Владимир Аулов предложил скорректировать статью краевого закона, где прописано, что материалы протокола об административном правонарушении оформляются в письменном виде: «Можно попробовать здесь передовые технологии. В частности, можно попробовать делать видеопротокол.Это проще и ничуть не менее уязвимо с точки зрения закона. Сейчас фактически легализованы же,например, показания автомобильных регистраторов. Так можно делать ночью и заснять нарушение статьи №13 о нарушении покоя граждан и тишины. И одновременно попробовать интегрировать в эту процедуру элементы приказного производства, которые предусмотрены гражданско-процессуальным кодексом. Это когда вас по факту судят, вас не извещают, а если вы не согласны с этим решением,то тогда начинается рассмотрение по существу. Это процессуальная экономия. Пришли, шум идёт из квартиры такой-то. На видео засняли, административная комиссия вынесла решение. Если нарушитель не согласен, тогда начнём процедуру рассмотрения. Я упрощённо говорю, но приказное производство позволяет переработать большой объём дел, которые бесспорны. А в данном случае, считаю, таких дел большинство».
Он также рекомендовал депутатам профильного комитета заксобрания разработать поправки, которые ликвидировали бы в крае неэффективные административные комиссии.
***
«Первое заксобрание края в 2009 году приняло абсолютно правильный закон и вовремя. В любом случае я пришёл к выводу, что он работает, но есть и проблемы. От имени комитета мы выйдем на губернатора края в части подписания договора с МВД России. Будем заниматься проблемами взыскания штрафов, взаимоотношениями со службой судебных приставов. А главный вывод — у всех сторон есть заинтересованность в улучшении данной формы деятельности. И ещё хотел бы обратить внимание, всё-таки у нас очень много вопросов, связанных с неинформированностью председателей административных комиссий, секретарей, поэтому в масштабах края требуется работа по их систематическому обучению. Думаю, что полноценные предложения по внесению изменений в краевой закон об административных правонарушениях мы подготовим к первому полугодию 2015 года. Ещё раз всё сверим с федеральным законодательством, и никто не запрещает нам посмотреть законодательство соседних субъектов, позаимствовать их опыт», — подвёл итог заседания председатель комитета по государственной политике заксобрания Сокто Мажиев.
По информации ИА ЧИТАРУ